Первая помощь при переохлаждении
Прежде всего, нужно перенести пострадавшего в теплое место, или хотя бы безветренное, хорошо укутать шубой или теплым одеялом. Мокрую одежду нужно сразу же снять и одеть сухую. Пострадавший не должен двигаться. Если человек находится в обмороке, нужно постоянно контролировать дыхание и пульс, а если он не прощупывается, начинайте непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
Если пострадавший в сознании, дайте ему выпить горячий чай, морс или молоко, но категорически запрещается алкоголь и кофе! Не старайтесь быстро согреть человека, не набирайте ему горячую ванну, не тяните его в душ, интенсивно не растирайте, не обкладывайте грелками. При таких манипуляциях последствия переохлаждения могут быть губительными. Могут возникнуть нарушения сердечного ритма и внутренние кровоизлияния. Если произошло только переохлаждение ног или переохлаждение головы, то нужно снять с человека тесную и мокрую обувь и одеть на него шапку, таким образом согревая человека постепенно. Запомните, что оказание первой помощи при переохлаждении не должно навредить человеку.
Первая помощь при обморожениях
При обморожении очень часто переохлаждается весь организм. Поэтому первая помощь заключается в быстром возобновлении кровообращения и согревании пострадавшего.
Если обморожения незначительны, можно согреть пальцы рук, спрятав их под мышки. Если обморожен нос, тепла руки будет достаточно, чтобы согреть его. Не позволяйте согретому участку кожи замерзнуть снова. Чем чаще ткань замерзает и согревается, тем серьезнее может стать повреждение. Легкие обморожения проходят сами по себе через 1-2 часа. Если после растирания неподвижность не проходит, обратитесь к врачу.
Для согревания потерпевшего нужно занести в теплое помещение, освободить от обуви и одежды. Не следует помещать больного возле источника тепла (батареи, обогревателя, камина, огня, горячей печки) или использовать фен: потерпевший не чувствует обмороженную ткань и может легко получить ожог. Теплого одеяла, горячего чая или молока будет достаточно. Если на обмороженном участке нет пузырей или отека, протрите его водкой или спиртом и чистыми руками сделайте массаж отмороженной части тела, движениями по направлению к сердцу. При появлении пузырей массаж делать нельзя, иначе можно занести инфекцию и причинить ненужную боль. Очень часто до появления чувствительности кожу растирать необходимо долго, пока она не станет красной, мягкой и теплой. Массаж нужно делать очень осторожно, чтобы не повредить сосуды.
Если обморожены щеки или нос, отогревание можно сделать, растирая их на морозе, и затем отнести пострадавшего в помещение. Не рекомендуется растирать отмороженные участки снегом. Снег способствует еще большему охлаждению, а острые льдинки могут поранить кожу.
Согревание можно проводить и в теплой воде комнатной температуры, осторожно массажируя кожу. Вода не должна быть ни очень теплой, ни очень холодной. Температуру воды следует повышать постепенно, начиная с комнатной 18-20°С, и доводить ее до температуры тела 37°С. В это же время больному дают горячее питье. Процесс согревания может сопровождаться острой жгучей болью, появлением опухоли, изменением цвета. Согревание продолжают до тех пор, пока кожа не станет мягкой и чувствительной.
После теплой ванны необходимо аккуратно вытереть больного, отмороженный участок, если отсутствуют пузыри, протереть спиртом и наложить стерильную повязку и тепло укутать. Не рекомендуется использовать мази, так как они могут усложнить дальнейший осмотр и обработку врачом.
После оказания первой помощи больного необходимо быстро доставить в больницу, т.к. даже при незначительных переохлаждениях снижаются защитные силы организма, появляется стресс, происходят изменения в сосудах и головном мозге, могут появиться частые ОРЗ – это только легкие последствия, к которым приводит переохлаждение. Особенно, если дело касается маленьких деток. Лечение последствий должно быть профессиональным.
Если вы провалились под лед
При проламывании льда необходимо быстро освободится от сумок, лечь на живот, широко раскинув руки, и попытаться выползти из опасной зоны. Двигаться нужно только в ту сторону, откуда вы пришли!
Необходимо избавиться от всех тяжелых вещей и, удерживаясь на поверхности, попытаться выползти на крепкий лед. Проще всего это сделать, втыкая в лед перочинный нож, острый ключ и пр. В идеале во время перехода через зимний водоем необходимо иметь под руками какой-нибудь острый предмет.
Из узкой полыньи надо «выкручиваться», перекатываясь с живота на спину и одновременно выползая на лед.
В большой полынье взбираться на лед надо в том месте, где произошло падение.
В реках с сильным течением надо стараться избегать навальной стороны (откуда уходит вода), чтобы не оказаться втянутым под лед. Как бы ни было сложно выбраться из полыньи против течения, делать это следует там или сбоку. Если лед слабый, его надо подламывать до тех пор, пока не встретится твердый участок.
Самое главное, когда вы провалились под лед, - сохранять спокойствие и хладнокровие. Даже плохо плавающий человек некоторое (иногда довольно продолжительное) время может удерживаться на поверхности за счет воздушной подушки, образовавшейся под одеждой. И лишь по мере намокания одежды человек теряет дополнительную плавучесть. Этого времени обычно хватает, чтобы выбраться из полыньи.
При этом следует помнить, что наиболее продуктивны первые минуты пребывания в холодной воде, пока еще не намокла одежда, не замерзли руки, не развились характерные для переохлаждения слабость и безразличие.
Не поддавайтесь панике! Наползайте на лед с широко расставленными руками. Делайте попытки еще и еще.
Оказание помощи провалившемуся под лед человеку
Оказывать помощь провалившемуся под лед человеку следует только одному, в крайнем случае, двум его товарищам. Скапливаться на краю полыньи всем не только бесполезно, но и опасно. Подавайте спасательный предмет с расстояния 3-4 метра.
Оказывающий помощь человек должен лечь на живот, подползти к пролому во льду и подать пострадавшему конец веревки, длинную палку, ремень, связанные шарфы, куртки и т.п. При отсутствии всяких средств спасения допустимо нескольким людям лечь на лед цепочкой, удерживая друг друга за ноги, и так, ползком, подвинувшись к полынье, помочь пострадавшему.
Во всех случаях при приближении к краю полыньи надо стараться перекрывать как можно большую площадь льда, расставляя в стороны руки и ноги и ни в коем случае не создавать точечной нагрузки, упираясь в него локтями или коленями.
Когда спасающий действует в одиночку (без спасательных средств), то приближаться к провалившемуся под лед человеку целесообразней ползком ногами вперед, втыкая в поверхность льда острые предметы.
Если тянуть к потерпевшему руки, то он может стащить за них не имеющего опоры спасателя в воду. После того как пострадавший ухватиться за ногу или за поданную ему веревку, надо, опираясь на импровизированные ледорубы, отползти от полыньи. Если есть длинная веревка, лучше заранее подвязать ее к стоящему на берегу дереву и, обеспечившись, таким образом, гарантированной опорой, ползти к полынье.
Помощь человеку, попавшему в воду, надо оказывать очень быстро, так как даже 10 – 15 -минутное пребывание в ледяной воде может быть опасно для жизни.
Человека, вытащенного из воды, надо немедленно переодеть в сухую одежду и обувь, дать что-нибудь сладкое и заставить активно двигаться до тех пор, пока он окончательно не согреется.
Дайте пострадавшему часть своей одежды. Разведите костер и обогрейте пострадавшего (если находитесь вдалеке от людей) или доведите (донесите) пострадавшего до ближайшего жилища (магазина, офиса и т.п.).
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций на воде, обращайтесь по телефонам:
- 01
- 112
- 680-19-60 - диспетчер Поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга ПСС СПб
Правила безопасности при движении по льду
При переходе по льду необходимо пользоваться оборудованными ледовыми переправами или проложенными тропами, а при их отсутствии, прежде чем двигаться по льду, следует наметить маршрут и убедиться в прочности льда с помощью палки. Категорически запрещается проверять прочность льда ударами ноги;
При выборе пути никогда не «вспахивайте целину», не ищите новых путей, идите по натоптанным до вас тропам и дорожкам;
Если лед непрочен, необходимо прекратить движение и возвращаться по своим следам, делая первые шаги без отрыва ног от поверхности льда;
Внимание! Если за вами затрещал лед и появились трещины, не пугайтесь и не бегите от опасности! Плавно ложитесь на лед и перекатывайтесь в безопасное место!
При переходе по льду необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5 - 6 метров и быть готовым оказать немедленную помощь идущему впереди;
Перевозка малогабаритных, но тяжелых грузов производится на санях или других приспособлениях с возможно большей площадью опоры на поверхность льда;
Пользоваться площадками для катания на коньках на водоемах разрешается только после тщательной проверки прочности льда. Толщина льда должна быть не менее 12 см, а при массовом катании - не менее 25 сантиметров;
При переходе водоема по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней, а при ее отсутствии, прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепления лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Если имеются рюкзак или ранец, необходимо их взять на одно плечо;
Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 метров. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его характером.
По цвету (оттенку) льда можно определить его прочность
Безопасным для перехода пешехода является прозрачный лед с синеватым или зеленоватым оттенком, без воздушных пузырьков и толщиной не менее 7 сантиметров.
Молочный, белого или матового цвета, лед вдвое слабее прозрачного. Он образуется в результате смерзания снежинок во время обильного снегопада. Такой лед может проломиться без предостерегающего потрескивания.
Во время оттепели, изморози или дождя лед становится более белым и матовым, иногда приобретает желтоватый оттенок. Такой лед очень ненадежен. Без крайней необходимости не следует выходить на весенний, пористый лед. При характерном треске или проседании льда лучше сразу же вернуться назад. Возвращаться в подобных случаях допустимо только по собственным следам, не отрывая ног от поверхности льда. Это самый безопасный путь.
На лед нужно выходить в светлое время суток, ступать по нему следует осторожно, обходить все подозрительные места.
Наиболее тонок и опасен лед под снежными сугробами, у обрывистых берегов, зарослей тростника, в местах впадения в вытекания из озер рек и ручьев, возле скал вмороженных в лед коряг, поваленных деревьев, досок и другого мусора, в местах слияния нескольких потоков, то есть там, где вода неспокойна и поэтому замерзает гораздо позже, чем в местах с тихим, ровным течением.
Очень непрочным лед бывает в местах стоков в реку промышленных вод. Указать на них может возвышающаяся над берегом сливная труба, пятна открытой воды, пар, зеленая на фоне снега растительность, более обильные, чем в других местах, заросли камыша. От таких мест лучше держаться подальше, так как лед может быть подтоплен теплыми течениями на гораздо большей, чем видно, площади.
Выходить на берег и особенно спускаться к реке следует в местах, не покрытых снегом. В противном случае, поскользнувшись и раскатившись на склоне, можно угодить даже в видимую полынью, так как затормозить скольжение на льду бывает очень трудно.
1 марта - Всемирный день гражданской обороны
Ежегодно 1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны (World Civil Defence Day). В 1931 году по инициативе нескольких государств французский генерал медицинской службы Жорж Сен-Поль основал в Париже «Ассоциацию Женевских зон» - «зон безопасности» для создания посредством двухсторонних и многосторонних соглашений локальных зон безопасности во всех странах.
Впоследствии Ассоциация была преобразована в Международную организацию гражданской обороны (International Civil Defence Organisation, ICDO; русск. - МОГО). В 1972 году МОГО получила статус межправительственной организации. Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 года, 9-я сессия Генеральной Ассамблеи Международной Организации Гражданской Обороны (далее - МОГО) постановила ежегодно отмечать 1 марта Всемирный день гражданской обороны.
Учреждая праздник Всемирный день гражданской обороны, Генеральная ассамблея МОГО преследовала цель приобщить людей к основным задачам национальных служб гражданской обороны, гражданской защиты и противодействия чрезвычайным ситуациям. В настоящее время в МОГО входят 50 стран, еще 16 государств имеют статус наблюдателя.
Российская Федерация является членом МОГО с июня 1993 года. Представлять Россию в этой международной организации распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 года поручено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В этом году девизом Международного дня гражданской обороны выбран слоган, касающийся буквально каждого, живущего на нашей планете, и звучит он следующим образом: «Гражданская оборона и аварии и несчастные случаи в быту».
История Всемирного дня ГО
В 1931 г. французский генерал медицинской службы Джорж Сант-Пол основал в Париже организацию «Ассоциация Женевских зон», которая в последствии была преобразована в Международную организацию гражданской обороны. Под понятием «Женевские зоны» имелись в виду нейтральные зоны или открытые города, в которых в военное время могли бы найти убежище некоторые категории гражданского населения (женщины, дети, больные и пожилые люди).
Идея основателя «Женевских зон» заключалась в создании во всех странах хорошо обозначенных безопасных зон или районов на постоянной основе и признанных таковыми еще в мирное время двусторонними или многосторонними соглашениями. В 1935 г. по инициативе «Ассоциации Женевских зон» французский парламент единодушно одобрил резолюцию, в которой предложил Лиге Наций изучить возможности создания в каждой стране, в соответствии с соглашениями ратифицированными Лигой Наций, районов, мест и зон, которые в случае военных конфликтов могли бы быть ограждены от военных действий и не использовались бы в военных целях.
В 1937 году Ассоциация была переведена из Парижа в Женеву и преобразована в Международную ассоциацию по защите гражданского населения и исторических зданий в военное время. Друг и соратник генерала Генри Джорж возглавил Ассоциацию и стал её Генеральным секретарем. Именно по инициативе Генри Джоржа Ассоциация смогла создать для некоторых категорий населения нейтральные зоны в период Гражданской войны в Испании (1936 г. Мадрид и Бильбао) и во время конфликта между Японией и Китаем (1937 г. Шанхай и Нанкин).
В течение двадцати лет со дня создания Международная ассоциация Женевских зон пыталась воплотить идею о подготовке и создании в мирное время мест для размещения беженцев – «безопасных зон», которые признавались бы всеми сторонами в рамках Гуманитарного закона, изложенного в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 г.
Используя защиту, предоставленную Женевскими конвенциями, Секретариат «Женевских зон» приступил к изучению и подготовке потенциальных безопасных зон.
Совместно с правительствами различных европейских стран разрабатывались планы эвакуации населения в безопасные районы.
В июле 1956 г. «Информационный бюллетень Женевских зон» вышел под заголовком: ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. В редакционной статье Ассоциации говорилось: «Деятельность Организации Женевских зон в области защиты детей, женщин, стариков и инвалидов в случае войны совпадает с задачами развивающихся национальных органов гражданской обороны в различных странах ... Мы продолжаем развивать идею эвакуации гражданского населения в безопасные места, известные под названием "Женевские зоны", разрабатываем планы для этих зон и распространяем мероприятия гражданской обороны на международном уровне, т.е. являемся связующим звеном между различными национальными организациями гражданской обороны».
Вторая международная конференция по гражданской обороне состоялась в 1957 г. во Флоренции. В ходе этой встречи делегаты поручили Международной ассоциации Женевских зон расширить свою деятельность на все вопросы, связанные с защитой населения и окружающей среды, и реорганизовать Ассоциацию в международную организацию по проблемам гражданской обороны.
В январе 1958 г. Международная ассоциация Женевских зон (неправительственная организация) была преобразована в Международную организацию гражданской обороны с новым статусом, позволяющим принимать в члены - правительства, общества, ассоциации, отдельные лица. Задачи Организации были значительно расширены: наряду с продолжением деятельности по безопасным зонам для беженцев, Организация была обязана установить связи между национальными организациями гражданской обороны, стимулировать исследования в области проблем защиты населения, обеспечивать распространение имеющегося опыта и координировать усилия в деле предотвращения бедствий, готовности к ним и проведения необходимых мероприятий.
На международной конференция по радиологической защите в 1966 г., на которой страны-члены МОГО огласили и одобрили текст Устава, который позволил Организации получить статус межправительственной организации. Данный Устав стал фактически международной конвенцией, дающей право странам становиться членами Организации путем направления в депозитарий Организации документов о принятии Устава.
В Уставе определены главные задачи Организации: «Интенсификация и координация во всемирном масштабе разработки и совершенствования организации, средств и методов предотвращения и сокращения последствий, вызванных стихийными бедствиями в мирное время или применением оружия в случае конфликта». Устав вступил в силу 1 марта 1972 г. по решению Первой Генеральной Ассамблеи стран-членов Организации. В 1975 г. данный Устав был зарегистрирован в Секретариате ООН в Нью-Йорке и опубликован в Сборнике соглашений ООН. 10 марта 1976 г. между МОГО и правительством Швейцарии было подписано соглашение о предоставлении МОГО юридического статуса международной организации, базирующейся в Швейцарии.
Устав 1966 г. возложил на Организацию ряд задач по продвижению на международном уровне идей обеспечения безопасности населения и собственности при любых видах бедствий. МОГО стала объединять национальные организации, занимающиеся вопросами гражданской обороны.
Прием в члены Организации открыт для всех государств.
В настоящее время членами Организации являются:
50 государств членов МОГО;
16 государств наблюдателей МОГО;
13 ассоциированных членов.
Работа МОГО организуется Генеральной Ассамблеей, Исполнительным советом и Секретариатом.
Генеральная Ассамблея является высшим органом Организации и состоит из делегатов, представляющих государства-члены. Каждое государство-член предоставлено одним делегатом. Ассамблея собирается на очередные сессии с интервалом, не превышающим два года, и в случае надобности - на специальные сессии. Специальные сессии созываются по просьбе Совета или большинства государств-членов. Ассамблея на каждой очередной сессии выбирает страну, в которой состоится следующая очередная сессия, причем Совет впоследствии определяет место проведения сессии. Место проведения специальной сессии определяется Советом. Ассамблея избирает председателя и заместителя председателя, а также других членов президиума в начале каждой очередной сессии. Эти лица сохраняют свои полномочия впредь до избрания их преемников.
Исполнительный совет является исполнительным органом Организации. Принимая во внимание справедливое географическое распределение, Ассамблея устанавливает количества членов Исполнительного совета и избирает тех членов, которым предоставляется право назначать своих представителей в Совет. Члены Совета избираются сроком на четыре года, половина членов переизбирается каждые два года. Совет проводит свои заседания не реже одного раза в год и определяет место проведения каждого своего заседания. Совет избирает своего председателя и заместителя председателя из числа своих членов.
Секретариат Организации состоит из Генерального секретаря и такого технического и административного персонала, который может потребоваться для работы Организации. Генеральный секретарь назначается Ассамблеей по представлению Совета на условиях, определяемых Ассамблеей. Генеральный секретарь является главным техническим и административным должностным лицом Организации. Генеральный секретарь по должности является секретарем Ассамблеи и Совета и присутствует на всех комиссиях Организации. Генеральный секретарь ежегодно составляет и представляет Совету финансовые отчеты и бюджетные сметы Организации.
МОГО устанавливает эффективные отношения и тесное сотрудничество с такими межправительственными и неправительственными организациями, с которыми это может оказаться желательным. Любое официальное соглашение, заключенное между организациями, подлежит утверждению Исполнительным советом.
В последние десятилетия деятельность МОГО все больше связана с проблемами мирного времени, что позволяет скорее говорить о гражданской защите населения, чем о гражданской обороне.
При этом следует учитывать, что лексически используемые в названиях национальных служб термины «Civil Protection» или «Civil Defence» имеют национальные службы гражданской обороны (защиты) вне подчинения национальных министерств обороны.
В последние годы наметилась отчетливая тенденция к постепенному переходу от термина «гражданская оборона» к термину «гражданская защита», что связано со значительной переориентацией большинства национальных и международных организаций, занимающихся данными вопросами, с задач военного характера на чрезвычайные ситуации мирного времени и оказание гуманитарной помощи в случае их возникновения.
Политические изменения, произошедшие в последние годы на международной арене, и совершенствование задач, возлагаемых на органы гражданской обороны (как национальные, так и коалиционные), постепенно оказывают влияние и на движение этих организаций в сторону термина «гражданская защита».
Прежде всего, речь идет о большинстве стран Западной, Центральной и Восточной Европы, где этот переход в целом уже завершен.
В связи с 25-летием МОГО была учреждена медаль МОГО.
Российская Федерация является членом МОГО с июня 1993 года. Представлять Россию в этой международной организации Правительством Российской Федерации поручено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Российская Федерация в лице МЧС России активно участвует в международной деятельности МОГО. Оценка положения дел в области сотрудничества МЧС России с этой организацией позволяет подтвердить необходимость укрепления отношений Российской Федерации с МОГО.
В 2011 году по линии МЧС России, в дополнение к традиционным механизмам оказания гуманитарной помощи зарубежным государствам в рамках Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию (поручение Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 г. № Пр-1040), проводилась активная работа по реализации российских донорских взносов в фонды международных организаций с использованием многостороннего механизма содействия международному развитию (СМР), которое в числе прочего предполагает оказание гуманитарного содействия зарубежным государствам в различных формах (продовольственная помощь, гуманитарное разминирование, подготовка кадров, техническая помощь и др.).
В соответствии с установками российского руководства за счет целевых российских взносов в фонд Международной организации гражданской обороны осуществлялись следующие проекты содействия в области гуманитарного разминирования:
в Сербии - выполняется пятилетняя программа разминирования на период 2008 - 2012 годов, которая главным образом ориентирована на обеспечение реализации российско-сербских энергетических проектов. В 2008-2011 годах отряд во взаимодействии с Противоминным центром Сербии выполнял задания по разминированию участков в районе городов Ниш и Парачин, через которые планируется прохождение будущей трассы газопровода «Южный поток». За этот период отрядом очищено и передано сербским властям около 2,7 млн. кв. м территорий. В ходе работ обнаружено и уничтожено свыше 2,0 тыс. неразорвавшихся боеприпасов, включая авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и другие типы ВОП. При этом последние два года отряд функционирует как совместное подразделение, в котором плечом к плечу работают российские и сербские саперы;
в Ливане - в течение 2010 - 2011 годов реализован проект по оказанию помощи в разминировании, в рамках которого осуществлена поставка в страну средств и имущества разминирования, включая современные минные тральщики;
в Шри-Ланке - за счет средств российского целевого взноса в фонд МОГО в 2010-2011 годах реализован проект содействия в разминировании северных территорий страны: ланкийцам поставлено по 100 комплектов детекторов и средств защиты сапера, а также 4 комплекта минных тральщиков.
В ноябре 2011 г. в Коломбо состоялась церемония торжественной передачи этих средств в дар ланкийской стороне с участием высокопоставленных представителей властей Шри-Ланки, руководства Посольства Российской Федерации, а также представителей МЧС России и МОГО.
Общая освоенная в 2011 году сумма по проектам разминирования по линии МЧС России составила 14,17 млн. долларов.
За счет целевых российских взносов в фонд МОГО осуществлялись проекты и по другим направлениям:
в Никарагуа - с 2011 г. реализуется трехлетняя программа содействия Никарагуа в развитии национальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с объемом финансирования 26,550 млн. долларов. Приоритетами этой программы определены модернизация национального центра борьбы с катастрофами, а также содействие в дооснащении сил гражданской защиты страны современными средствами и технологиями, включая поставку полевых палаток, мобильных медицинских госпиталей, пожарных машин и значительного количества спасательного оборудования и специального имущества. Отдельным приоритетно значимым направлением выделяется также создание в Никарагуа Международного центра гуманитарного разминирования, нацеленного на оказание помощи нуждающимся странам региона. К настоящему времени сформирована необходимая для реализации программы договорно-правовая база, размещены заказы на производство средств и начата их поставка в страну.
В развитие данной программы в связи с обращением Президента Никарагуа Д.Ортеги по решению руководства Российской Федерации с конца 2011 г. развернут проект по оказанию Никарагуа дополнительной помощи в объеме 26,513 млн. долларов, в счет которых в Никарагуа в 2012 г. будет поставлена партия пожарных автомобилей российского производства в количестве 40 единиц и 4 комплекта полевых медицинских госпиталей.
Таким образом, суммарный объем помощи, оказываемой Никарагуа по линии МЧС России в период 2011-2013 годов, составит более 53,0 млн. долларов, что дает возможность проведения глубокой модернизации всех основных компонентов национальной системы гражданской защиты страны.
В 2011 году практическая деятельность в рамках МОГО была успешно продолжена. Являясь членом этой межправительственной организации с 1993 года, Российская Федерация в настоящее время стала крупнейшим донором МОГО, что позволяет МЧС России выполнять важнейшие проекты СМР и поддерживать профильную деятельность организации. Кроме того, МОГО является одним из ключевых партнеров МЧС России по развитию сотрудничества с государствами Ближнего Востока.
По результатам 44-ой сессии Исполнительного комитета МОГО и развернутых консультаций России - МОГО через освоение российских взносов в МОГО реализуется проект по гуманитарному разминированию в Шри-Ланке с бюджетом 3,6 млн. долл. США, поставке стройматериалов в Киргизию для восстановления разрушенных городов ОШ и Джалал-Абад на сумму 5 млн. долл. и продовольствия в Афганистан на сумму 2 млн. долл., а также начата трехлетняя программа содействия Никарагуа в модернизации национальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая создание центра гуманитарного разминирования (общий бюджет программы 26 млн. долл.).
Помимо этого, продолжается реализация совместных проектов по подготовке кадров. В частности, при административном и методическом содействии МЧС России в ноябре—декабре 2011 г. на базе Оздоровительного комплекса «Спасатель» проведен международный учебный семинар МОГО «Методология психологической поддержки в чрезвычайных ситуациях» для представителей из стран СНГ. Также обеспечено участие представителей МЧС России в международных учебных курсах «Управление в чрезвычайных ситуациях» в Казахстане (июнь 2011 г.) и «Чрезвычайное реагирование на землетрясения» в Китае (октябрь- ноябрь 2011 г.).
Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 года, 9-я сессия Генеральной Ассамблеи Международной Организации Гражданской Обороны постановила ежегодно отмечать 1 марта Всемирный день гражданской обороны.
Всемирный день гражданской защиты преследует две главные цели:
- привлечь внимание мировой общественности к значению Гражданской защиты и повысить готовность населения к самозащите в случае бедствий или аварий;
- отдать дань уважения усилиям и самопожертвованию персонала национальных служб гражданской защиты в их борьбе с бедствиями.
Информация о проведении комплексной проверки готовности региональной системы оповещения населения Санкт-Петербурга
Автор Redactor06.03.2024 в период с 10:30 до 11:00 в Санкт-Петербурге планируется проведение комплексной проверки готовности региональной системы оповещения населения Санкт-Петербурга с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения Санкт-Петербурга (далее – Комплексная проверка).
На всей территории Санкт-Петербурга будут включены электромеханические сирены, специализированные технические средства оповещения, устройства информирования и оповещения (далее – УИО), также будут задействованы телевизионные каналы и радиовещательные станции, технические средства организаций, сопряженные с системой оповещения города и другие технические средства.
При проведении Комплексной проверки будет соблюдаться следующий порядок:
10:40 – 10:43 – подача предупредительного сигнала «Внимание всем!» (запуск электромеханических сирен на 11 циклов, трансляция сигнала по трем каналам сетей проводного радиовещания, комплексам технических средств (далее – КТС) региональной системы оповещения населения Санкт-Петербурга типа П-166ВАУ, УИО, объектовым и локальным системам оповещения).
10:43 – 10:44 – передача проверочного сигнала оповещения и информации с задействованием каналов 1-го мультиплекса эфирного цифрового телевидения.
10:43 – 10:44 – передача речевого сообщения о проведении Комплексной проверки (трансляция текста по каналам эфирного радиовещания, по трем каналам сетей проводного радиовещания).
10:45 – 10:46 – передача речевого сообщения о проведении Комплексной проверки (трансляция текста по КТС типа П-166 ВАУ, УИО, объектовым и локальным системам оповещения).
В ходе проведения вышеуказанной проверки будет осуществляться перехват радиовещательных станций и телевизионных каналов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 № 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения» согласно таблице:
№ п/п | Радиовещательные станции |
1 | «Радио России» (66,3 МГц) |
2 | «Радио Петербург» (69,47 МГц) |
3 | «Авторадио – Санкт-Петербург» (88,4 МГц) |
4 | «Европа Плюс Санкт-Петербург» (100,5 МГц) |
5 | «Радио Шансон» (104,4 МГц) |
6 | «Маяк» (107,0 МГц) |
Телевизионные каналы (цифровые) | |
1 | «Первый канал» (1-й мультиплекс) |
2 | «Россия-1» (1-й мультиплекс) |
3 | «Матч ТВ» (1-й мультиплекс) |
4 | «НТВ» (1-й мультиплекс) |
5 | «Пятый канал» (1-й мультиплекс) |
6 | «Россия-К» (1-й мультиплекс) |
7 | «Россия-24» (1-й мультиплекс) |
8 | «Карусель» (1-й мультиплекс) |
9 | «ОТР» (1-й мультиплекс) |
10 | «ТВЦентр» (1-й мультиплекс) |
Более подробная информация по функционированию региональной системы оповещения населения Санкт-Петербурга размещена на официальном сайте СПб ГКУ «ГМЦ» www.spb112.ru в рубрике «РАСЦО». Замечания по проведению Комплексной проверки и предложения по совершенствованию способов и технических средств для оповещения населения Санкт-Петербурга при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера можно направить через форму обратной связи на вышеназванном сайте или обратившись в Центр обработки вызовов по телефону 004.
Текст сообщения, передаваемого при комплексной проверке готовности региональной системы оповещения населения Санкт-Петербурга 06.03.2024
Внимание! Внимание! Внимание!
Проводится проверка готовности системы оповещения населения! Просьба сохранять спокойствие!
Повторяю, проводится проверка готовности системы оповещения населения! Просьба сохранять спокойствие!
Справка о порядке оповещения населения Санкт-Петербурга
Региональная система оповещения населения Санкт-Петербурга предназначена для обеспечения своевременного доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Основным способом оповещения населения в чрезвычайных ситуациях является передача речевой информации с использованием средств радиотрансляционных сетей, радиовещательных и телевизионных станций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, специализированных комплексов технических средств и других имеющихся технических средств организаций. Допускается 2-3-х кратное повторение передачи речевого сообщения.
Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации передается звук сирены (звонков и т.п.), означающий подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!», по которому население обязано включать приемники проводного вещания, радиоприемники, телевизионные приемники, принимать другие меры для прослушивания экстренного сообщения. Прослушав речевую информацию, Вы узнаете, что Вам угрожает и что нужно делать с целью защиты. О полученной информации необходимо сообщать руководству организаций, коллегам по работе, членам семьи, соседям. Для разъяснения полученного сообщения, нужно оказать помощь престарелым, больным и детям. При этом необходимо быть внимательными, но не торопиться и не паниковать. Только правильные и четкие действия помогут в чрезвычайных условиях сохранить здоровье и жизнь.
Мы живем в очень неспокойное время. По новостям мы слышим о военных конфликтах в разных точках планеты. Поэтому знания по гражданской обороне нам нужны как никогда. Санкт- Петербург- стратегический важный город России, что добавляет серьезности всей ситуации. Давайте выясним, как же действовать в случае, когда услышали сигнал тревоги.
«Воздушная тревога» - этот сигнал предупреждает население о непосредственной угрозе нападения противника. Подается по радиотрансляционным сетям, радиовещательным станциям и телевизионным приёмникам путем передачи текста об опасности и информации о действиях населения.
__________________________________________________
Если сигнал тревоги застал Вас дома:
Необходимо взять с собой личные документы, средства индивидуальной защиты (при наличии), запас продуктов и воды, отключить приборы, потребляющие электроэнергию, воду, газ; плотно закрыть окна, форточки, вентиляционные устройства, принять меры по защите продуктов, воды и пищи от возможного заражения, укрыться в ближайшем защитном сооружении (убежище, противорадиационном укрытии и укрытии) или в заглубленном помещении и других сооружениях подземного пространства (подвал, цокольное помещение здания, подземная стоянка, подземный тоннель, подземный переход, враги, погреба, подполья и т.п.).
_________________________________________________
Если сигнал тревоги застал Вас на рабочем месте:
Действуйте согласно инструкции, предусматривающей немедленное прекращение работ с безаварийной остановкой оборудования и переводом процессов непрерывного цикла на безопасный режим работы, с последующим убытием в ближайшее защитное сооружение или в заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства.
________________________________________________
Если сигнал тревоги застал Вас в городском транспорте:
Необходимо выйти из транспорта на ближайшей остановке и укрыться в ближайшем защитном сооружении или в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;
________________________________________________
Если сигнал тревоги застал Вас в общественных местах:
Действовать по указанию администрации или полиции (охраны), с последующим убытием в ближайшее защитное сооружение или в заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства.
Правила безопасности при движении по льду
При переходе по льду необходимо пользоваться оборудованными ледовыми переправами или проложенными тропами, а при их отсутствии, прежде чем двигаться по льду, следует наметить маршрут и убедиться в прочности льда с помощью палки. Категорически запрещается проверять прочность льда ударами ноги;
При выборе пути никогда не «вспахивайте целину», не ищите новых путей, идите по натоптанным до вас тропам и дорожкам;
Если лед непрочен, необходимо прекратить движение и возвращаться по своим следам, делая первые шаги без отрыва ног от поверхности льда;
Внимание! Если за вами затрещал лед и появились трещины, не пугайтесь и не бегите от опасности! Плавно ложитесь на лед и перекатывайтесь в безопасное место!
При переходе по льду необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5 - 6 метров и быть готовым оказать немедленную помощь идущему впереди;
Перевозка малогабаритных, но тяжелых грузов производится на санях или других приспособлениях с возможно большей площадью опоры на поверхность льда;
Пользоваться площадками для катания на коньках на водоемах разрешается только после тщательной проверки прочности льда. Толщина льда должна быть не менее 12 см, а при массовом катании - не менее 25 сантиметров;
При переходе водоема по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней, а при ее отсутствии, прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепления лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Если имеются рюкзак или ранец, необходимо их взять на одно плечо;
Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 метров. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его характером.
По цвету (оттенку) льда можно определить его прочность
Безопасным для перехода пешехода является прозрачный лед с синеватым или зеленоватым оттенком, без воздушных пузырьков и толщиной не менее 7 сантиметров.
Молочный, белого или матового цвета, лед вдвое слабее прозрачного. Он образуется в результате смерзания снежинок во время обильного снегопада. Такой лед может проломиться без предостерегающего потрескивания.
Во время оттепели, изморози или дождя лед становится более белым и матовым, иногда приобретает желтоватый оттенок. Такой лед очень ненадежен. Без крайней необходимости не следует выходить на весенний, пористый лед. При характерном треске или проседании льда лучше сразу же вернуться назад. Возвращаться в подобных случаях допустимо только по собственным следам, не отрывая ног от поверхности льда. Это самый безопасный путь.
На лед нужно выходить в светлое время суток, ступать по нему следует осторожно, обходить все подозрительные места.
Наиболее тонок и опасен лед под снежными сугробами, у обрывистых берегов, зарослей тростника, в местах впадения в вытекания из озер рек и ручьев, возле скал вмороженных в лед коряг, поваленных деревьев, досок и другого мусора, в местах слияния нескольких потоков, то есть там, где вода неспокойна и поэтому замерзает гораздо позже, чем в местах с тихим, ровным течением.
Очень непрочным лед бывает в местах стоков в реку промышленных вод. Указать на них может возвышающаяся над берегом сливная труба, пятна открытой воды, пар, зеленая на фоне снега растительность, более обильные, чем в других местах, заросли камыша. От таких мест лучше держаться подальше, так как лед может быть подтоплен теплыми течениями на гораздо большей, чем видно, площади.
Выходить на берег и особенно спускаться к реке следует в местах, не покрытых снегом. В противном случае, поскользнувшись и раскатившись на склоне, можно угодить даже в видимую полынью, так как затормозить скольжение на льду бывает очень трудно.
Если вы провалились под лед
При проламывании льда необходимо быстро освободится от сумок, лечь на живот, широко раскинув руки, и попытаться выползти из опасной зоны. Двигаться нужно только в ту сторону, откуда вы пришли!
Необходимо избавиться от всех тяжелых вещей и, удерживаясь на поверхности, попытаться выползти на крепкий лед. Проще всего это сделать, втыкая в лед перочинный нож, острый ключ и пр. В идеале во время перехода через зимний водоем необходимо иметь под руками какой-нибудь острый предмет.
Из узкой полыньи надо «выкручиваться», перекатываясь с живота на спину и одновременно выползая на лед.
В большой полынье взбираться на лед надо в том месте, где произошло падение.
В реках с сильным течением надо стараться избегать навальной стороны (откуда уходит вода), чтобы не оказаться втянутым под лед. Как бы ни было сложно выбраться из полыньи против течения, делать это следует там или сбоку. Если лед слабый, его надо подламывать до тех пор, пока не встретится твердый участок.
Самое главное, когда вы провалились под лед, - сохранять спокойствие и хладнокровие. Даже плохо плавающий человек некоторое (иногда довольно продолжительное) время может удерживаться на поверхности за счет воздушной подушки, образовавшейся под одеждой. И лишь по мере намокания одежды человек теряет дополнительную плавучесть. Этого времени обычно хватает, чтобы выбраться из полыньи.
При этом следует помнить, что наиболее продуктивны первые минуты пребывания в холодной воде, пока еще не намокла одежда, не замерзли руки, не развились характерные для переохлаждения слабость и безразличие.
Не поддавайтесь панике! Наползайте на лед с широко расставленными руками. Делайте попытки еще и еще.
Оказание помощи провалившемуся под лед человеку
Оказывать помощь провалившемуся под лед человеку следует только одному, в крайнем случае, двум его товарищам. Скапливаться на краю полыньи всем не только бесполезно, но и опасно. Подавайте спасательный предмет с расстояния 3-4 метра.
Оказывающий помощь человек должен лечь на живот, подползти к пролому во льду и подать пострадавшему конец веревки, длинную палку, ремень, связанные шарфы, куртки и т.п. При отсутствии всяких средств спасения допустимо нескольким людям лечь на лед цепочкой, удерживая друг друга за ноги, и так, ползком, подвинувшись к полынье, помочь пострадавшему.
Во всех случаях при приближении к краю полыньи надо стараться перекрывать как можно большую площадь льда, расставляя в стороны руки и ноги и ни в коем случае не создавать точечной нагрузки, упираясь в него локтями или коленями.
Когда спасающий действует в одиночку (без спасательных средств), то приближаться к провалившемуся под лед человеку целесообразней ползком ногами вперед, втыкая в поверхность льда острые предметы.
Если тянуть к потерпевшему руки, то он может стащить за них не имеющего опоры спасателя в воду. После того как пострадавший ухватиться за ногу или за поданную ему веревку, надо, опираясь на импровизированные ледорубы, отползти от полыньи. Если есть длинная веревка, лучше заранее подвязать ее к стоящему на берегу дереву и, обеспечившись, таким образом, гарантированной опорой, ползти к полынье.
Помощь человеку, попавшему в воду, надо оказывать очень быстро, так как даже 10 – 15 -минутное пребывание в ледяной воде может быть опасно для жизни.
Человека, вытащенного из воды, надо немедленно переодеть в сухую одежду и обувь, дать что-нибудь сладкое и заставить активно двигаться до тех пор, пока он окончательно не согреется.
Дайте пострадавшему часть своей одежды. Разведите костер и обогрейте пострадавшего (если находитесь вдалеке от людей) или доведите (донесите) пострадавшего до ближайшего жилища (магазина, офиса и т.п.).
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций на воде, обращайтесь по телефонам:
- 01
- 112
- 680-19-60 - диспетчер Поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга ПСС СПб
Первая помощь при переохлаждении
Прежде всего, нужно перенести пострадавшего в теплое место, или хотя бы безветренное, хорошо укутать шубой или теплым одеялом. Мокрую одежду нужно сразу же снять и одеть сухую. Пострадавший не должен двигаться. Если человек находится в обмороке, нужно постоянно контролировать дыхание и пульс, а если он не прощупывается, начинайте непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
Если пострадавший в сознании, дайте ему выпить горячий чай, морс или молоко, но категорически запрещается алкоголь и кофе! Не старайтесь быстро согреть человека, не набирайте ему горячую ванну, не тяните его в душ, интенсивно не растирайте, не обкладывайте грелками. При таких манипуляциях последствия переохлаждения могут быть губительными. Могут возникнуть нарушения сердечного ритма и внутренние кровоизлияния. Если произошло только переохлаждение ног или переохлаждение головы, то нужно снять с человека тесную и мокрую обувь и одеть на него шапку, таким образом согревая человека постепенно. Запомните, что оказание первой помощи при переохлаждении не должно навредить человеку.
Первая помощь при обморожениях
При обморожении очень часто переохлаждается весь организм. Поэтому первая помощь заключается в быстром возобновлении кровообращения и согревании пострадавшего.
Если обморожения незначительны, можно согреть пальцы рук, спрятав их под мышки. Если обморожен нос, тепла руки будет достаточно, чтобы согреть его. Не позволяйте согретому участку кожи замерзнуть снова. Чем чаще ткань замерзает и согревается, тем серьезнее может стать повреждение. Легкие обморожения проходят сами по себе через 1-2 часа. Если после растирания неподвижность не проходит, обратитесь к врачу.
Для согревания потерпевшего нужно занести в теплое помещение, освободить от обуви и одежды. Не следует помещать больного возле источника тепла (батареи, обогревателя, камина, огня, горячей печки) или использовать фен: потерпевший не чувствует обмороженную ткань и может легко получить ожог. Теплого одеяла, горячего чая или молока будет достаточно. Если на обмороженном участке нет пузырей или отека, протрите его водкой или спиртом и чистыми руками сделайте массаж отмороженной части тела, движениями по направлению к сердцу. При появлении пузырей массаж делать нельзя, иначе можно занести инфекцию и причинить ненужную боль. Очень часто до появления чувствительности кожу растирать необходимо долго, пока она не станет красной, мягкой и теплой. Массаж нужно делать очень осторожно, чтобы не повредить сосуды.
Если обморожены щеки или нос, отогревание можно сделать, растирая их на морозе, и затем отнести пострадавшего в помещение. Не рекомендуется растирать отмороженные участки снегом. Снег способствует еще большему охлаждению, а острые льдинки могут поранить кожу.
Согревание можно проводить и в теплой воде комнатной температуры, осторожно массажируя кожу. Вода не должна быть ни очень теплой, ни очень холодной. Температуру воды следует повышать постепенно, начиная с комнатной 18-20°С, и доводить ее до температуры тела 37°С. В это же время больному дают горячее питье. Процесс согревания может сопровождаться острой жгучей болью, появлением опухоли, изменением цвета. Согревание продолжают до тех пор, пока кожа не станет мягкой и чувствительной.
После теплой ванны необходимо аккуратно вытереть больного, отмороженный участок, если отсутствуют пузыри, протереть спиртом и наложить стерильную повязку и тепло укутать. Не рекомендуется использовать мази, так как они могут усложнить дальнейший осмотр и обработку врачом.
После оказания первой помощи больного необходимо быстро доставить в больницу, т.к. даже при незначительных переохлаждениях снижаются защитные силы организма, появляется стресс, происходят изменения в сосудах и головном мозге, могут появиться частые ОРЗ – это только легкие последствия, к которым приводит переохлаждение. Особенно, если дело касается маленьких деток. Лечение последствий должно быть профессиональным.
Тема № 2 Организационные основы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
Автор RedactorУчебный вопрос 1: Организационные основы гражданской обороны Санкт-Петербурга.
Гражданская оборона (ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера .
ГО в СПб организуется и ведется на всей территории СПб в соответствии с:
законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ), уполномоченного на решение задач в области ГО, Положением об организации и ведении ГО в СПб .
Руководство ГО в Санкт-Петербурге.
в СПб осуществляет Губернатор СПб;
на территориях районов СПб осуществляют главы администраций соответствующих районов СПб;
в иных исполнительных органах государственной власти (далее ИОГВ) СПб осуществляют их руководители;
в организациях осуществляют их руководители.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в СПб, являются:
на территории СПб - орган, уполномоченный решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ - Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу;
на территориях районов – территориальные отделы по районам СПб, управления гражданской защиты ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу;
в организациях - структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области ГО.
В целях подготовки к ведению и ведения ГО руководители ГО соответствующих уровней издают приказы и распоряжения.
Приказы и распоряжения руководителей ГО в пределах их компетенции в области ГО обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.
Координацию деятельности ИОГВ, органов местного самоуправления в СПб и организаций в области ГО на территории СПб осуществляет ИОГВ СПб, уполномоченный Правительством СПб на решение задач в области ГО.
Для организации управления мероприятиями по ГО и действиями сил ГО на территории СПб в установленном порядке создаются органы, осуществляющие управление ГО.
Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий, мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций, а также иных специальных мероприятий по ГО Правительством СПб, ИОГВ СПб и организациями заблаговременно в мирное время при необходимости могут создаваться в установленном порядке соответствующие коллегиальные органы (далее - комиссии). Решения о создании комиссий принимают соответствующие руководители. Комиссии возглавляются соответствующими руководителями или их заместителями [5].
Для решения задач в области ГО, реализуемых на территории СПб, создаются силы ГО. В состав сил ГО СПб входят аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые в установленном порядке на военное время в целях решения задач в области ГО специальные формирования.
ИОГВ СПб и организации независимо от их организационно-правовых форм в целях решения задач в области ГО и в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по ГО.
Координацию деятельности по созданию, учету, оснащению, подготовке, планированию действий и применению сил ГО на территории СПб осуществляет территориальный орган ФОИВ, уполномоченного на решение задач в области ГО по Санкт-Петербургу.
Для осуществления управления ГО Правительство СПб, ИОГВ СПб, в соответствии с полномочиями в области ГО создают и поддерживают в постоянной готовности технические системы управления ГО, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Вывод. ГО в Санкт-Петербурге является частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Она содержит силы и средства в постоянной готовности и готова к выполнению задач по предназначению.
Подробнее ...
ТЕМА № 1. «Требования нормативных правовых актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций»
Автор RedactorУчебный вопрос 2: «Основные положения федерального законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС)».
Нормативное правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права.
К основным нормативным правовым и подзаконным актам в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального уровня относятся:
Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для
Российской Федерации организационно - правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В законе даются определения:
чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные
материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах».
Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются:
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Федеральным законом № 68-ФЗ:
Установлены пять уровней функционирования РСЧС:
федеральный;
межрегиональный;
региональный;
муниципальный;
объектовый.
Определены режимы функционирования РСЧС:
режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Определены принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;
планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных
характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;
ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязанности организаций и граждан Российской Федерации.
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Граждане Российской Федерации обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервный фонд Правительства РФ, а также запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и резервы материальных ресурсов.
Органы управления и силы единой системы функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций) и чрезвычайной ситуации (при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
Основные положения законодательства Санкт-Петербурга в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
К основным нормативным правовым актам Санкт-Петербурга в области защиты населения и территории от ЧС относятся:
Закон Санкт-Петербурга от 20.10.2005 № 514-76 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге», в котором изложены основные положения:
а) прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечение безопасности людей на водных объектах;
б) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
в) ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;
г) обеспечение материальной и социально-правовой защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2006 №1359 «О Санкт-Петербургской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в котором раскрываются: организация, задачи, состав сил и средств, порядок деятельности Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В нем определено, что Санкт-Петербургская подсистема предназначена для организации работы в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Созданная в соответствии с требованиями нормативных правовых актов система защиты от ЧС, имеющая органы управления, силы и средства способна решать возложенные на них задачи. Проблемы защиты жизни и здоровья человека от всех ЧС превратились ныне в одну из актуальнейших задач, стоящих перед человечеством. Для ее решения и создана, и постоянно развивается система РСЧС.
За время своего функционирования она доказала необходимость своего существования.
ТЕМА № 1. «Требования нормативных правовых актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций»
Автор RedactorУчебный вопрос: Основные положения федерального и регионального законодательства области гражданской обороны.
Основу федерального законодательства в области гражданской обороны (далее – ГО) составляют федеральные нормативные, правовые и подзаконные акты, принятые в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В федеральном законе № 28-ФЗ «О гражданской обороне» изложены задачи в области гражданской обороны, принципы организации и ведения гражданской обороны. Закон определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.
Статья первая данного закона вводит основные понятия в области гражданской обороны:
гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Задачи в области гражданской обороны определены в статье второй федерального закона:
подготовка населения в области гражданской обороны;
оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) природного и техногенного характера;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В статье четвертой федерального закона определены принципы организации и ведения гражданской обороны;
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны
1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
проходят подготовку в области гражданской обороны;
принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Этим указом определены полномочия МЧС России.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 868 в МЧС России издан Приказ от 27.03.2020 № 217 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации». Приказом определен территориальный орган, специально уполномоченный на решение задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации.
Вопросы подготовки к ведению гражданской обороны определены постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации». Они заключаются в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
К основным нормативным правовым актам Санкт-Петербурга в области гражданской обороны относятся:
Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 37-пг «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге; определяет, что гражданская оборона в Санкт-Петербурге организуется и ведется на всей территории Санкт-Петербурга в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской оборон, а также определяется руководство и организационная структура гражданской обороны в Санкт-Петербурге, состав сил и средств гражданской обороны.
Постановление Правительства Санкт - Петербурга № 46 «О мерах по совершенствованию системы гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге» определяет, что Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее-Комитет) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга на решение задач в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Современные средства поражения их мобильность, быстродействие, огромная разрушающая сила и практически не ограниченная досягаемость предъявляет повышенные требования к поддержанию высокой боевой готовности ГО, как в мирное время, так и при угрозе, и в случае нападения любого противника на Российскую Федерацию. ГО должна рассматриваться как составная часть единой общегосударственной системы оборонных мероприятий, проводимой в мирное и военное время в целях защиты населения, территорий, экономики, материальных ценностей страны от средств нападения.