Муниципальное образование Смольнинское

ТЕМА № 3

Потенциально-опасные объекты, расположенные на территории Санкт-Петербурга.

Учебный вопрос: Паспорт безопасности территории района Санкт-Петербурга.

Приказ МЧС РФ от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» определил порядок разработки и структуру паспорта безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований.

Банк данных ПОО, карты учета ПОО используются в качестве основных исходных данных при разработке Паспорта безопасности районов Санкт-Петербурга.

Паспорт безопасности территории субъекта РФ и муниципального образования разрабатывается для решения следующих задач:

определение показателей степени риска ЧС;

оценка возможных последствий ЧС;

оценка состояния работ территориальных органов по предупреждению ЧС;

разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС на территории.

Разработка паспорта безопасности территории субъекта РФ и муниципального образования организуется Органы исполнительной государственной власти (далее – ОИГВ) субъекта РФ или органы местного самоуправления (далее – ОМСУ).

Паспорт безопасности территории субъекта РФ разрабатывается в 3 экземплярах. 1-й экземпляр паспорта безопасности территории субъекта РФ остается в ИОГВ субъекта РФ. 2-й экземпляр направляется в ГУ МЧС России по субъекту РФ, 3-й экземпляр – в МЧС России.

Паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается в 2 экземплярах. 1-й экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования остается в ОМСУ муниципального образования. 2-й экземпляр представляется в ГУ МЧС России по субъекту РФ, в состав которого входит муниципальное образование.

Паспорт безопасности территории включает в себя титульный лист; разделы «Общая характеристика территории»; «Характеристика опасных объектов на территории»; «Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций»; «Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций»; «Показатели риска биолого-социальных чрезвычайных ситуаций»; «Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории»; «Расчетно-пояснительная записка».

К паспорту безопасности территории субъекта РФ и муниципального образования прилагаются карты, планы с нанесенными на них зонами последствий возможных ЧС, а также зонами индивидуального (потенциального) риска. Кроме того, на карту территории наносятся маршруты перевозок опасных грузов.

В расчетно-пояснительной записке к паспорту безопасности территории субъекта РФ и муниципального образования приводятся диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма).

Паспорт безопасности территории субъекта РФ и муниципального образования разрабатывается на основе показателей степени риска на ПОО.

2. Организация лицензирования, декларирования и страхования ОПО

2.1. Лицензирование в области промышленной безопасности

Основным нормативно-правовым актом, определяющим и регулирующим лицензионную деятельность в области промышленной безопасности ОПО, является Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Лицензирующие органы - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или их территориальные органы и в случае передачи осуществления полномочий РФ в области лицензирования ИОГВ субъектов РФ, ИОГВ субъектов РФ, осуществляющие лицензирование.

Виды деятельности в области промышленной безопасности ОПО, на которые требуется лицензия:

разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов),

взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии стехническим регламентом;

эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;

эксплуатация химически опасных производственных объектов;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;

деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности;

заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;

деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

производство маркшейдерских работ;

деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» федеральные ведомства осуществляют следующие виды лицензионной деятельности:

Ростехнадзор:

1. Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

2. Производство маркшейдерских работ.

3. Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.

4. Деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.

МЧС России, Рослесхоз:

1. Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

2. Лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров. МЧС России:

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Лицензированию не подлежит деятельность добровольной пожарной охраны.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1661 утвердило «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».

Лицензирование эксплуатации объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

2.2. Декларирование опасных производственных объектов

Одной из основных задач декларирования является возложение на руководителей ОПО обязанностей по осуществлению комплекса работ по оценке опасностей эксплуатируемых им объектов с учетом, принятых им мер по предупреждению возникновения и развития аварий.

Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию ОПО.

Ведение реестра деклараций промышленной безопасности осуществляется ФОИВ в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.

3.2 Страхование ответственности при эксплуатации опасных объектов

Согласно ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116 обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Кроме того, вопросы страхования ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Данный закон направлен на устранение и снижение опасности внутренних угроз, на обеспечение конституционных прав граждан нашей страны, повышение качества жизни путем гарантирования личной безопасности, а также обеспечение высоких стандартов жизнедеятельности людей.

Осуществление обязательного страхования состоит в том, что владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы граждан и других организаций. Он обязуется возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории РФ:

1) ОПО, которые подлежат регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности ОПО и на которых:

а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, а также представляющие опасность для окружающей природной среды);

б) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

в) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан), канатные дороги, фуникулеры;

г) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

д) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;

2) ГТС, подлежащие внесению в Российский регистр ГТС в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) автозаправочные станции жидкого моторного топлива.

Тема № 3

Потенциально-опасные объекты, расположенные на территории Санкт-Петербурга.

Учебный вопрос: Виды потенциально опасных объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Паспорт безопасности территории района Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург – крупный промышленный центр Северо-Запада России, на территории которого расположено большое количество промышленных объектов, в том числе потенциально опасные объекты (далее – ПОО).

ПОО — это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

В соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ к особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в т.ч. ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством РФ в области связи;

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства U≥330 кВ;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством РФ;

7) объекты капитального строительства инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством РФ о ж/д транспорте;

8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;

9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;

10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

10.2) подвесные канатные дороги;

11) Опасные производственные объекты (далее – ОПО), подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством РФ о промышленной безопасности ОПО:

а) ОПО I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б) ОПО, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 кг и более;

в) ОПО, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.

Отнесение объектов к потенциально опасным является полномочием субъекта РФ.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.06.2006 № 642 создана и работает на постоянной основе Комиссия по отнесению ПОО к классам опасности. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии, осуществляет Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 14.08.2020 № 1226 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к ПОО» введены 6 категорий опасности ПОО:

ПОО 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) федерального характера;

ПОО 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности) объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения ЧС межрегионального характера;

ПОО 3 категории опасности (высокий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения ЧС регионального характера;

ПОО 4 категории опасности (повышенный уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения ЧС межмуниципального характера;

ПОО 5 категории опасности (средний уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения ЧС муниципального характера;

ПОО 6 категории опасности (низкий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения ЧС не выше локального характера.

Рассматривая внешние и внутренние источники техногенных угроз, характерных для Санкт - Петербурга, можно условно классифицировать их по следующим группам.

Группа № 1 – радиационно опасные объекты

Группа № 2 – химически опасные объекты

Группа № 3 – пожаро-, взрыво-, пожаро-взрывоопасные объекты

Группа № 4 - портовые и гидротехнические сооружения

Распоряжением Правительства РФ от 14.09.2009г. № 1311-р «Об утверждении перечня организаций, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты» определены радиационно опасные объекты (далее – РОО).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2013 № 473 «О мерах по реализации Указа президента РФ от 13.11.2012 № 1522» определен перечень зон экстренного оповещения населения на территории Санкт-Петербурга в районах химически опасных объектов (далее – ХОО).

Классификация пожароопасных объектов

Виды опасных веществ

Количество опасных веществ, т

1-й класс опасности 2-ой класс опасности 3-й класс опасности 4-й класс опасности
Воспламеняющиеся и горючие газы

2000 и

более

200 и более, но менее 2000

20 и более, но

менее 200

1 и более, но

менее 20

Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах

500 000 и

более

50 000 и

более, но

менее 500 000

1000 и более,

но менее

50 000

-

Горючие жидкости, используемые в

технологическом процессе или транспортируемые по

магистральному трубопроводу

2000 и

более

200 и более,

но менее 2000

20 и более, но

менее 200

1 и более, но

менее 20

К портовым и гидротехническим объектам относятся ОАО Морской порт Санкт-Петербург и Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (дамба).

Возможные причины аварий и катастроф. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера.

Основными причинами техногенных аварий и катастроф являются:

износ оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов;

снижение техники безопасности производства, качества сырья и изготовляемой продукции;

недостаточный выпуск и низкий уровень приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;

низкая технологическая надежность систем обеспечения безопасности;

низкая культура производства, снижение компетенции и ответственности специалистов ПОО;

снижение уровня фундаментальных и прикладных исследований в сфере обеспечения жизнедеятельности страны;

увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически-, радиационно-, биологически опасных веществ и технологий;

недостаточность и несогласованность в осуществлении мероприятий по предупреждению и предотвращению аварий и катастроф, снижению людских потерь и материального ущерба;

низкий уровень внедрения новых безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий;

размещение вредных производств и ПОО вблизи от жилых зон;

резкое снижение объемов строительства коллективных и производства индивидуальных средств защиты персонала промышленных объектов и населения;

отсутствие ЛСО об авариях на ПОО;

недостаточная эффективность деятельности аварийно-спасательных служб (далее – АСС) и формирований;

отсутствие необходимых объемов резервов, предназначенных для ликвидации последствий аварий и катастроф.

Предупреждение ЧС – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В целях предупреждения аварий на радиационно, химически и биологически (далее – РХБ) опасных объектах проводятся:

на стадии их проектирования осуществляется государственная экспертиза в области защиты от ЧС;

РХБ опасные объекты и их элементы располагают с учетом розы ветров в данной местности;

ХОО возводят на безопасном расстоянии от рек, водоемов, морского побережья, подземных водоносных слоев и размещают с подветренной стороны жилых зон;

осуществляется разработка и выполнение федеральных целевых программ по предупреждению и преодолению последствий аварий на РХБ опасных объектах;

вокруг РХБ опасных объектов создают зоны наблюдения и санитарно- защитные зоны, в которых не допускается размещение жилых домов, детских дошкольных учреждений, учебных заведений и некоторых других объектов;

выполнение комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий (далее – ИТМ), направленных на повышение защищенности РХБ опасных объектов от источников ЧС различного характера;

обучение персонала на РХБ опасных объектах, повышение технологической и трудовой дисциплины;

создание нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) на РХБ опасных объектах;

обеспечение специализированными средствами РХБ защиты подразделений, привлекаемых к выполнению работ на загрязненных территориях;

создание систем оповещения, в том числе локальная система оповещения (далее – ЛСО) на ПОО и автоматизированных систем контроля радиационной обстановки на атомная электростанция (далее – АЭС);

декларирование и лицензирование деятельности РХБ опасных объектов;

проведение государственной экспертизы в области предупреждения аварий РХБ опасных объектах;

информирование населения, проживающего вблизи РХБ опасных объектов, о возможных угрозах;

подготовка населения к эвакуации и действиям в случае аварий.

Предупреждение аварий на взрыво- и пожароопасных объектах:

размещение взрыво- и пожароопасных объектов с учетом защитных свойств и других особенностей местности, а производительных сил и поселений на безопасном удалении;

предотвращение аварий на взрыво- и пожароопасных объектах путем повышения безопасности производственных процессов (в т.ч. хранения), а также эксплуатационной надежности оборудования;

разработка и осуществление ИТМ, направленных на предотвращение возникновения источников взрывов и пожаров на объектах, защиту населения и материальных средств;

обучение производственного персонала взрыво- и пожароопасных объектов, повышение технологической и трудовой дисциплины;

наличие противопожарной робототехники с возможностью её доставки на взрыво- и пожароопасных объекты воздушным транспортом;

лицензирование деятельности взрыво- и пожароопасных объектов;

страхование ответственности за причинение вреда на взрыво- и пожароопасных объектах;

информирование населения о потенциальных угрозах на территории проживания вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.

Аварии на гидродинамически опасных объектах предупреждают:

Гидротехнические сооружения (далее – ГТС) возводят таким образом, чтобы в зоны возможного катастрофического затопления попадало минимальное число объектов социального и хозяйственного назначения;

предотвращение аварий на гидродинамически опасных объектах путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

разработка и осуществление ИТМ, направленных на предотвращение возникновения источников аварий на гидродинамически опасных объектах, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

обучение персонала на гидродинамически опасных объектах и повышение технологической и трудовой дисциплины;

декларирование промышленной безопасности на гидродинамически опасных объектах;

информирование населения о потенциальных угрозах на территории проживания вблизи гидродинамически опасных объектов;

подготовка населения к эвакуации в случаях угрозы аварии на гидродинамически опасных объектах.

День гражданской обороны отмечается в России ежегодно 4 октября. Гражданская оборона является составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны и выполняет одну из важнейших функций государства.

4 октября 1932 года постановлением правительства была создана общесоюзная система местной противовоздушной обороны СССР (МПВО) и утверждено положение о ней. Именно с этого времени и началось создание системы Гражданской обороны страны. В 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО) СССР. В это время были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий.

26 апреля 1986 года, после аварии на Чернобыльской АЭС, на ГО были возложены задачи борьбы с природными и техногенными катастрофами. В ноябре 1991 года, после создания Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России), в его состав вошли войска гражданской обороны.

В настоящее время в России сформирована и эффективно действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая является национальной системой противодействия кризисным явлениям. В 1993 году МЧС России вошло в Международную организацию гражданской обороны (МОГО), имеет в постоянном секретариате МОГО представителей и участвует во всех основных мероприятиях, проводимых этой организацией.

В наше время, когда усложняются технологические процессы, на производстве применяется всё больше сильнодействующих ядовитых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, когда происходят катастрофы и стихийные бедствия, значительно возросла социально-экономическая значимость гражданской обороны.

Уроки чернобыльской катастрофы и других чрезвычайных ситуаций указали на необходимость проведения целого комплекса мероприятий по приведению гражданской обороны в соответствие с социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в стране. Она становится самостоятельным ведомством в структуре исполнительной власти. Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям получает статус Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Все это, естественно, не могло не отразиться на состоянии современной гражданской обороны и перспективах ее развития. Силы гражданской обороны, существующие с прошлого века, сохранены по сегодняшний день и представляют собой современные спасательные центры, а также организации гражданской обороны, научно-исследовательские институты, учебные заведения и территориальные органы МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Как и прежде, среди приоритетов гражданской обороны, в первую очередь, остаётся обеспечение безопасности населения. А пожарно-спасательные подразделения, оперативные службы, отвечающие за безопасность граждан, продолжают работать в режиме постоянной боевой готовности.

Успешно развивается система оповещения населения, которая представляет собой сеть информационных центров, светодиодных экранов, плазменных панелей и устройств типа «бегущая строка». Они устанавливаются на улицах и пунктах информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей - торговых комплексах, стадионах, учебных заведениях, дворцах спорта и др.

Но не стоит забывать, что гражданская оборона является всенародным делом. Жители должны быть готовы к любым чрезвычайным ситуациям, знать, как правильно действовать, куда идти и как оказать необходимую помощь себе, своим близким или пострадавшему человеку. Поэтому подготовка населения к осуществлению задач гражданской обороны складываются из целого комплекса мероприятий. Наиболее важными из них, направленными непосредственно на защиту населения, являются обучение населения мерам защиты и оказанию, само- и взаимопомощи, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Хотя эти мероприятия далеко не исчерпывают всей деятельности гражданской обороны по подготовке населения к защите от угроз военного и мирного времени, они составляют ее основное содержание. Территориальными органами МЧС России постоянно проводятся учения по гражданской обороне в школах, учреждениях, объектах экономики и предприятиях, и организуются они повсеместно, в самых отдаленных сёлах, районах и городах.

Огромный материальный, технический и человеческий ресурс гражданской обороны в настоящее время содержится не только для решения гипотетических задач военного времени, но и активно используется в нашей повседневной жизни. В условиях современной реальности работа гражданской обороны, как и прежде, продолжает оставаться актуальной, а по некоторым направлениям приобретают еще большую значимость.

4 октября в период с 10:30 до 11:00 в Санкт-Петербурге планируется проведение комплексной проверки готовности региональной системы оповещения населения
Санкт-Петербурга с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения Санкт-Петербурга.

На всей территории Санкт-Петербурга будут включены электромеханические сирены, специализированные технические средства оповещения, устройства информирования
и оповещения будут задействованы телевизионные каналы
и радиовещательные станции, технические средства организаций, сопряженные с системой оповещения города и другие технические средства.

Тема № 2

Организационные основы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Учебный вопрос: Санкт-Петербургская территориальная подсистема РСЧС.

В Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС).

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Принцип построения РСЧС – территориально-производственный.

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются ФОИВ субъектов и государственными корпорациями (согласно приложению к Постановлению Правительства РФ № 794) для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов и государственных корпораций.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

РСЧС действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном, объектовом уровнях.

Организационно РСЧС предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

Руководители органов исполнительной власти любого уровня, руководители объектов экономки являются руководителями соответствующих подсистем РСЧС и несут персональную ответственность за решение возлагаемых на подсистему РСЧС задач. В своей деятельности РСЧС опирается на материальные и людские ресурсы государства.

Санкт-Петербургская территориальная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС является составной частью РСЧС. Санкт-Петербургская подсистема предназначена для организации работы в области защиты населения и территории от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Санкт-Петербургская подсистема РСЧС объединяет органы управления, силы и средства ИОГВ СПб и организаций, расположенных на территории СПБ, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности (далее ОПБ).

Санкт-Петербургская подсистема состоит из районных звеньев.

Районные звенья СПб подсистемы РСЧС создаются администрациями районов СПб для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ на территориях соответствующих районов СПб.

Организация, состав сил и средств районных звеньев, а также порядок их деятельности определяются положениями о них. Положения о районных звеньях утверждаются в установленном порядке администрациями районов СПб по согласованию с уполномоченным органом.

Объектовый уровень СПб подсистемы РСЧС включает учреждения, предприятия и организации, расположенные на территории СПб, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ в организациях в соответствии с их полномочиями [6].

Санкт-Петербургская территориальная подсистема РСЧС создается на трех уровнях: городском, районном, объектовом [6].

Городской уровень включает в себя отраслевой подуровень.

Отраслевой подуровень городского уровня подсистемы включает ИОГВ СПб, за исключением администраций районов СПб, для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ в сфере деятельности этих органов в соответствии с их полномочиями.

Районные звенья СПб подсистемы создаются администрациями районов СПб для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ на территориях соответствующих районов СПб.

Объектовый уровень СПб подсистемы включает учреждения, предприятия и организации, расположенные на территории СПб, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ в организациях в соответствии с их полномочиями.

На каждом из уровней СПб подсистемы, включая отраслевой подуровень городского уровня создаются:

координационные органы;

постоянно действующие органы управления;

постоянно действующие органы, обеспечивающие управление СПб подсистемой (кроме объектового уровня);

органы повседневного управления;

силы и средства, резервы финансовых ресурсов, резервы материальных ресурсов (за исключением районных звеньев СПб подсистемы), системы связи и оповещения органов управления и сил СПб подсистемы, системы оповещения населения о ЧС и системы информирования населения о ЧС.

Координационными органами СПб подсистемы являются:

на городском уровне (в пределах территории СПб) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее КЧС и ОПБ) Санкт- Петербурга;

на отраслевом подуровне городского уровня (в сфере деятельности ИОГВ Санкт- Петербурга, кроме администраций районов СПб) – КЧС и ОПБ ИОГВ Санкт- Петербурга;

на районном уровне (в пределах территорий районов СПб) – КЧС и ОПБ соответствующих районов СПб;

на объектовом уровне (в пределах территорий организаций) – КЧС и ОПБ соответствующих организаций.

Постоянно действующими органами управления СПб подсистемы являются:

на городском уровне – Главное управление МЧС России по г. СПб;

на отраслевом подуровне городского уровня – структурные подразделения (государственные гражданские служащие) соответствующих ИОГВ СПб, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;

на районном уровне – структурные подразделения, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС на территориях соответствующих районов СПб;

на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

Постоянно действующими органами, обеспечивающими управление Санкт- Петербургской подсистемой, являются:

на городском уровне – Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее – КВЗПБ);

на районном уровне – подведомственные учреждения КВЗПБ на территориях соответствующих районов СПб.

Органами повседневного управления СПб подсистемы являются:

ЦУКС Главного управления МЧС России по г. СПб;

дежурная служба Аппарата Губернатора СПб, дежурные и дежурно-диспетчерские службы (далее ДДС) ИОГВ СПб и организаций,

интегрированные в государственную информационную систему СПб «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город».

К силам и средствам СПб подсистемы РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства ИОГВ СПб, организаций и общественных объединений, предназначенные и привлекаемые для предупреждения и ликвидации ЧС.

Вывод. Санкт-Петербургская территориальная подсистема РСЧС является составной частью РСЧС и объединяет органы управления, а также силы и средства СПб подсистемы РСЧС. Санкт-Петербургская территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения ЧС, их ликвидации в случае возникновения, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды, уменьшения ущерба.

Тема № 2

Организационные основы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Учебный вопрос: Организационные основы гражданской обороны Санкт-Петербурга.

Гражданская оборона (ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера .

ГО в СПб организуется и ведется на всей территории СПб в соответствии с:

законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ), уполномоченного на решение задач в области ГО, Положением об организации и ведении ГО в СПб .

Руководство ГО в Санкт-Петербурге.

в СПб осуществляет Губернатор СПб;

на территориях районов СПб осуществляют главы администраций соответствующих районов СПб;

в иных исполнительных органах государственной власти (далее ИОГВ) СПб осуществляют их руководители;

в организациях осуществляют их руководители.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в СПб, являются:

на территории СПб - орган, уполномоченный решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ - Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу;

на территориях районов – территориальные отделы по районам СПб, управления гражданской защиты ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу;

в организациях - структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области ГО.

В целях подготовки к ведению и ведения ГО руководители ГО соответствующих уровней издают приказы и распоряжения.

Приказы и распоряжения руководителей ГО в пределах их компетенции в области ГО обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.

Координацию деятельности ИОГВ, органов местного самоуправления в СПб и организаций в области ГО на территории СПб осуществляет ИОГВ СПб, уполномоченный Правительством СПб на решение задач в области ГО.

Для организации управления мероприятиями по ГО и действиями сил ГО на территории СПб в установленном порядке создаются органы, осуществляющие управление ГО.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий, мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций, а также иных специальных мероприятий по ГО Правительством СПб, ИОГВ СПб и организациями заблаговременно в мирное время при необходимости могут создаваться в установленном порядке соответствующие коллегиальные органы (далее - комиссии). Решения о создании комиссий принимают соответствующие руководители. Комиссии возглавляются соответствующими руководителями или их заместителями [5].

Для решения задач в области ГО, реализуемых на территории СПб, создаются силы ГО. В состав сил ГО СПб входят аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые в установленном порядке на военное время в целях решения задач в области ГО специальные формирования.

ИОГВ СПб и организации независимо от их организационно-правовых форм в целях решения задач в области ГО и в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по ГО.

Координацию деятельности по созданию, учету, оснащению, подготовке, планированию действий и применению сил ГО на территории СПб осуществляет территориальный орган ФОИВ, уполномоченного на решение задач в области ГО по Санкт-Петербургу.

Для осуществления управления ГО Правительство СПб, ИОГВ СПб, в соответствии с полномочиями в области ГО создают и поддерживают в постоянной готовности технические системы управления ГО, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Вывод. ГО в Санкт-Петербурге является частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Она содержит силы и средства в постоянной готовности и готова к выполнению задач по предназначению.

ТЕМА № 1.

«Требования нормативных правовых актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций».

Учебный вопрос: «Основные положения федерального законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС)».

Нормативное правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права.

К основным нормативным правовым и подзаконным актам в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального уровня относятся:

Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для

Российской Федерации организационно - правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В законе даются определения:

чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные

материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах».

Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются:

предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Федеральным законом № 68-ФЗ:

Установлены пять уровней функционирования РСЧС:

федеральный;

межрегиональный;

региональный;

муниципальный;

объектовый.

Определены режимы функционирования РСЧС:

режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Определены принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;

планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных

характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;

ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязанности организаций и граждан Российской Федерации.

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;

на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Граждане Российской Федерации обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервный фонд Правительства РФ, а также запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и резервы материальных ресурсов.

Органы управления и силы единой системы функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций) и чрезвычайной ситуации (при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

Основные положения законодательства Санкт-Петербурга в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

К основным нормативным правовым актам Санкт-Петербурга в области защиты населения и территории от ЧС относятся:

Закон Санкт-Петербурга от 20.10.2005 № 514-76 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге», в котором изложены основные положения:

а) прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечение безопасности людей на водных объектах;

б) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

в) ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;

г) обеспечение материальной и социально-правовой защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2006 №1359 «О Санкт-Петербургской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в котором раскрываются: организация, задачи, состав сил и средств, порядок деятельности Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В нем определено, что Санкт-Петербургская подсистема предназначена для организации работы в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Созданная в соответствии с требованиями нормативных правовых актов система защиты от ЧС, имеющая органы управления, силы и средства способна решать возложенные на них задачи. Проблемы защиты жизни и здоровья человека от всех ЧС превратились ныне в одну из актуальнейших задач, стоящих перед человечеством. Для ее решения и создана, и постоянно развивается система РСЧС.

За время своего функционирования она доказала необходимость своего существования.

ТЕМА № 1.

«Требования нормативных правовых актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций».

Учебный вопрос: Основные положения федерального и регионального законодательства области гражданской обороны.

Основу федерального законодательства в области гражданской обороны (далее – ГО) составляют федеральные нормативные, правовые и подзаконные акты, принятые в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В федеральном законе № 28-ФЗ «О гражданской обороне» изложены задачи в области гражданской обороны, принципы организации и ведения гражданской обороны. Закон определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.

Статья первая данного закона вводит основные понятия в области гражданской обороны:

гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Задачи в области гражданской обороны определены в статье второй федерального закона:

подготовка населения в области гражданской обороны;

оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В статье четвертой федерального закона определены принципы организации и ведения гражданской обороны;

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.

Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

проходят подготовку в области гражданской обороны;

принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Этим указом определены полномочия МЧС России.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 868 в МЧС России издан Приказ от 27.03.2020 № 217 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации». Приказом определен территориальный орган, специально уполномоченный на решение задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации.

Вопросы подготовки к ведению гражданской обороны определены постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации». Они заключаются в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

К основным нормативным правовым актам Санкт-Петербурга в области гражданской обороны относятся:

Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 37-пг «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге; определяет, что гражданская оборона в Санкт-Петербурге организуется и ведется на всей территории Санкт-Петербурга в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской оборон, а также определяется руководство и организационная структура гражданской обороны в Санкт-Петербурге, состав сил и средств гражданской обороны.

Постановление Правительства Санкт - Петербурга № 46 «О мерах по совершенствованию системы гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге» определяет, что Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее-Комитет) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга на решение задач в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Современные средства поражения их мобильность, быстродействие, огромная разрушающая сила и практически не ограниченная досягаемость предъявляет повышенные требования к поддержанию высокой боевой готовности ГО, как в мирное время, так и при угрозе, и в случае нападения любого противника на Российскую Федерацию. ГО должна рассматриваться как составная часть единой общегосударственной системы оборонных мероприятий, проводимой в мирное и военное время в целях защиты населения, территорий, экономики, материальных ценностей страны от средств нападения.

Вопросами местного значения муниципального образования в области ГО и ЧС являются:

- содействие в установленном порядке исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в сборе и обмене информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также содействие в информировании населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- проведение подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Уважаемые жители муниципального образования МО Смольнинское!

В округе создан и функционирует учебно–консультационный пункт (УКП), на базе которого проводится подготовка и обучение неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Обучающие группы формируются на основании поступивших обращений.

Адрес УКП: Тверская ул., дом 23-25 (вход со двора, помещение МБУ "Досуговый центр "Зелёный слон")
Телефон: 8 (812) 274-54-06
Контактное лицо:
Специалист по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, главный специалист административно-технического отдела Администрации МО Смольнинское - Тетюшин Михаил Васильевич

В дни школьных каникул многие работающие родители вынуждены оставлять детей дома одних, поэтому рекомендуется привить ребенку основные навыки самообслуживания, среди которых и умение разогревать себе еду. В зависимости от используемой для этих целей бытовой техники стоит соблюдать определенные правила безопасности.

Микроволновая печь в этом смысле наименее опасный вариант. Прежде чем научить свое чадо пользоваться СВЧ-печью, необходимо проверить исправность как самого прибора, так и всей электропроводки в квартире. Расскажите ребенку об использования специальной посуды, на которой указано, что ее можно использовать для микроволновки. Неприспособленный для микроволновой обработки материал может воспламениться прямо в духовке, а также выделить в пищу небезопасные химические соединения. Если школьник будет разогревать еду, приобретенную в магазине, обязательно предупредите его, чтобы он тщательно следовал инструкции, написанной на упаковке, либо сами изучите рецепт и перескажите его ребенку. Лучше будет, если вы приготовите пищу и заранее положите ее в специальную посуду, тогда ребенку останется только поставить контейнер в микроволновую печь и разогреть.

Для разогрева еды также можно использовать электрическую или газовую плиты. Электроплита по сравнению с газовой имеет ряд преимуществ. Поскольку в таких плитах не используется газ, то и опасность отравления газом в случае его утечки полностью исключается. Электроплита гораздо более пожаробезопасна за счет отсутствия открытого пламени, но все же не стоит забывать проверять исправность данного электроприбора. Также необходимо объяснить ребенку, что во избежание ожогов, плиту после использования надо выключать, а конфорки нельзя трогать руками пока они не остынут.

Газовые плиты представляют для ребенка наибольшую опасность. При горении газа в воздух поступают продукты неполного его сгорания — окись углерода, сернистые соединения и другие побочные продукты, образующиеся при горении. Дети особенно чувствительны к влиянию продуктов неполного сгорания газа, поэтому разъясните им, что нельзя использовать плиту для обогрева помещения, также нельзя оставлять работающую плиту без присмотра. По возможности приобретите специальную зажигалку для газовой плиты. Особое внимание стоит обратить на плиты с электроподжигом, так как при нажатии кнопки конфорка может не загореться, но газ пойдет, а это может привести к утечке и дальнейшему отравлению бытовым газом.

Чтобы не обжечь руки, доставать разогретую еду следует в прихватках, это правило является общим как для микроволновки, так и для плиты.

Уважаемые родители! Соблюдение этих несложных правил поможет вам сократить риск возникновения опасной ситуации и сохранить здоровье ваших детей!

opeka

Обращения раждан

Госсуслуги ПОС

 

График работы:

Понедельник - Четверг:
с 09-00 до 17-30
Пятница:
с 09-00 до 17-00
Технический перерыв:
с 13-00 до 14-00
телефон секретаря
274-54-06
Часы приема отдела опеки и попечительства
понедельник
с 10-00 до 13-00
четверг
с 14-00 до 17-30

График приема отделов Администрации

График приема депутатов

Меню

Госсуслуги обращения

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Информация

штендер 2


  proс

gbdd

reestr

ond

umvd

soczialnyj fond rossii 1

pr

pr

Полезные ссылки

usynovite

1404978832 korruption avgust a4

pravo banner 0

693

banner1

 

246x85 

Приложение 3 Логотип ОАТОС

tos

1551505370 yl0qmxvhnzq

background 1 04

 

 

  • 18.06.2013 nar plokat  spb2.pngantinark2.jpg Открытые данные                                                           
  •