Муниципальное образование Смольнинское
Юридический отдел

Юридический отдел (2)

Юридический отдел

В целях правового просвещения населения Главное управление Минюста России по Санкт-Петербургу информирует:

1. Предусмотрена ли законодательством Российской Федерации защита несовершеннолетних от воздействия рекламы?

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту материнства и детства.

Особой правовой защитой при производстве, размещении и распространении рекламы пользуются несовершеннолетние.

Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией, устанавливает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

При современном уровне развития системы информационных коммуникаций, широком внедрении электронных средств массовой информации государство и общество уделяют большое внимание содержанию информации, адресованной несовершеннолетним. В особенности это относится к общедоступной рекламной информации.

В этих целях Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) устанавливает нормы, направленные на защиту несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта.

Так, в пункте 8 статьи 6 Закона запрещается в рекламе формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью. Данное требование направлено на защиту несовершеннолетних от негативного воздействия, которое может оказать реклама на их психическое здоровье и эмоциональное состояние.

Ответственность за нарушение требований статьи 6 Закона несет рекламодатель.

Кроме того, частью 10 статьи 5 Закона в целях защиты несовершеннолетних, не допускается размещение рекламы в учебниках для начального и основного общего образования, школьных тетрадях и дневниках.

В главу 2 указанного Закона «Особенности отдельных способов распространения рекламы» включены ограничения, содержание которых связано с защитой несовершеннолетних.

В частности, статьей 14 ограничивается распространение рекламы в детских и образовательных передачах на телевидении. В таких передачах распространение рекламы допускается только непосредственно в начале передачи и непосредственно перед ее окончанием, при этом в зависимости от длительности передачи установлена максимальная продолжительность трансляции рекламы в начале и в конце передачи. Аналогичные нормы содержатся в статье 15, регулирующей рекламу в радиопрограммах и радиопередачах.

В главе 3 Закона «Особенности рекламы отдельных видов товаров» содержатся положения, направленные на защиту несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы.

Так, в статьях 21-23 Закона содержится запрет на обращение к несовершеннолетним в рекламе алкогольной продукции; пива и напитков, изготавливаемых на его основе; табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.

Реклама алкогольной продукции не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции, в детских, образовательных организациях и на расстоянии ближе, чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции, в детских, образовательных организациях и на расстоянии ближе, чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей и т.п. не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, при кино- и видеообслуживании, в детских, образовательных организациях и на расстоянии ближе, чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

В статье 24 Закона содержится запрет на обращение к несовершеннолетним в рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, включая медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности.

2. Какая информация, причиняющая вред здоровью и развитию, запрещена для распространения среди детей?

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие является целью государственной политики.
За нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда юридические лица, должностные лица, и граждане несут установленную законом ответственность.

Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» разграничивает информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, на информацию, которая запрещена для распространения среди детей и информацию, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом; 4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера;

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация: 1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; 2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; 3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; 4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

За нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, статьей 6.17 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тысяч рублей, на должностных лиц - от 5 до 10 тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц - от 20 до 50 тысяч рублей. При этом для граждан, индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц дополнительно может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Следует учитывать, что Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена значительно более строгая ответственность за отдельные виды правонарушений в этой сфере.

Так, за изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов (ст. 6.20 КоАП РФ) предусмотрен штраф до 5 миллионов рублей с дополнительными санкциями.

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП РФ) влечет наложение штрафа на граждан в размере до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 40 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 800 тысяч до миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные с применением средств массовой информации, сети «Интернет» влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 до 100 тысяч рублей; на должностных лиц - от 100 до 200 тысяч рублей; на юридических лиц - одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. С какого возраста несовершеннолетние могут находиться в общественных местах в дневное время без сопровождения взрослых?

Действующим законодательством Российской Федерации не регламентирован возраст несовершеннолетнего при достижении, которого возможно находиться в дневное время в общественных местах без сопровождения взрослых.

Вместе с тем, пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона от 24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию; меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей; порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.02.2014 № 48-14 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт-Петербурге и внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон Санкт-Петербурга от 19.02.2014 № 48-14) места, в которых нахождение несовершеннолетних ограничивается, - общественные места, в которых нахождение несовершеннолетних в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, не допускается; ночное время - время с 22.00 до 06.00 часов в период с 1 сентября по 31 мая включительно или с 23.00 до 06.00 часов в период
с 1 июня по 31 августа включительно.

На основании вышеизложенного, статьей 8-2 Закона Санкт-Петербурга
от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» предусмотрена административная ответственность для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нахождения несовершеннолетнего в местах, в которых нахождение несовершеннолетних запрещается или ограничивается.

Таким образом, законодательством не регламентирован возраст несовершеннолетнего, при котором он может находиться в дневное время в общественных местах без сопровождения взрослых.

Тем не менее, родителям необходимо помнить, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

4. Какая предусмотрена ответственность за неуплату без уважительных причин средств на содержание несовершеннолетних детей?

Действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за неуплату без уважительных причин средств на содержание несовершеннолетних детей.

За неуплату без уважительных причин алиментов на содержание детей в течение 2-х и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ) в виде обязательных работ на срок до 150 часов либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, а для лиц, в отношении которых не могут применяться названные виды наказания – штраф в размере 20 тыс. руб.

Протоколы о привлечении к административной ответственности составляют должностные лица ФССП России.

Также Федеральным законом от 30.10.2017 № 309-ФЗ внесены изменения в статьи 27.2 и 27.3 КоАП РФ. С 10.11.2017, при выявлении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.35.1 КоАП РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», должностные лица ФССП России будут осуществлять административное задержание и доставление в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, связанных с неуплатой алиментов.

За неуплату алиментов без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения установлена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса РФ) если это деяние совершено неоднократно, то есть лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию.

За совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст. 157 УК РФ, уголовным законом предусмотрено наказание в виде исправительных либо принудительных работ на срок до 1 года, либо ареста на срок до 3-х месяцев, либо лишения свободы на срок до 1 года.

Дознание по уголовным делам о неуплате алиментов производят дознаватели органов ФССП России.

С жалобами на неуплату алиментов следует обращаться в органы ФССП России либо в органы прокуратуры.

5. Несут ли ответственность родители за вред, причиненный действиями детей в возрасте от 14 до 18 лет?

Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 1074 ч. 2 ГК РФ) установлено, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет за вред, причиненный их действиями, несут ответственность на общих основаниях.

Если преступлением, совершенным несовершеннолетним в названном возрасте, причинен материальный ущерб или моральный вред, потерпевший вправе предъявить гражданский иск непосредственно к несовершеннолетнему подсудимому (обвиняемому).

Если несовершеннолетний подсудимый не имеет доходов или имущества, достаточных для возмещения вреда, то ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями, несут родители, усыновители или попечители, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Родители (усыновители), попечители возмещают ущерб полностью или в недостающей части, в связи с чем потерпевший вправе предъявить гражданский иск в рамках уголовного дела не только к виновному несовершеннолетнему лицу, но и к его родителям или попечителям.

Обязанность названных лиц по возмещению вреда прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

6. Какую несут ответственность родители за нарушение прав детей?

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Семейным кодексом РФ установлено, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими).

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом их основной заботы. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Кодексом об административных правонарушениях РФ (ч.1 ст. 5.35) предусмотрена ответственность родителей (законных представителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей, влекущая за собой применение мер административного наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Статьей 125 Уголовного кодекса РФ предусмотрено лишение свободы на срок до одного года за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние. В частности, падение детей из окон жилых домов в связи с отсутствием должного контроля со стороны родителей может повлечь уголовную ответственность по указанной статье Уголовного кодекса РФ.

В случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе по уплате алиментов; злоупотребления родительскими правами; жестокого обращения с детьми, в том числе осуществления физического или психического насилия над ними, покушения на их половую неприкосновенность; наличия болезни хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершения умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи, родители или один из них могут быть лишены родительских прав.

7. Кто несет ответственность за жестокое обращение с детьми?

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с детьми установлена уголовная ответственность (ст. 156 Уголовного кодекса РФ) и несут ее родители и лица, на которых возложены обязанности по воспитанию, в том числе педагоги и другие работники образовательной, медицинской организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, осуществляющей надзор за ними.

Под неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего понимается систематическое, осуществляемое в течение продолжительного времени бездействие, выражающееся в игнорировании всех либо большинства обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, уклонении от выполнения этих обязанностей, непроявлении внимания к физическому, психическому и нравственному развитию несовершеннолетнего, безразличное, пренебрежительное отношение к его потребностям, интересам, здоровью, безопасности, учебе, досугу, занятиям, времяпрепровождению.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетнего, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, безнравственном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

Судебная практика свидетельствует о том, что наиболее часто результатом жестокого обращения с детьми является причинение им телесных повреждений.

Максимальное наказание за такие деяния предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

8. Имеет ли ребенок право на общение с родителями и другими родственниками при раздельном проживании или расторжении брака между родителями?

В соответствии со ст. 55 Семейного кодекса РФ, ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей, в т.ч. в разных государствах, ребенок имеет право на общение с каждым из них.

За нарушение прав ребенка на общение с родителями установлена административная ответственность родителей и законных представителей несовершеннолетних (ч. 2 и 3 ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Данное нарушение может выражаться в лишении ребенка права на общение с родителями или близкими родственниками: если такое общение не противоречит его интересам; в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли; в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей;
в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав и в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.

Максимальное наказание за данное нарушение установлено в виде штрафа в размере 3 тыс. руб., а за повторное нарушение в виде ареста на срок до пяти суток.

Полномочиями по возбуждению дел о названных административных правонарушениях наделены должностные лица органов внутренних дел, а также службы судебных приставов-исполнителей.

9. Какие есть пределы ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции?

Пунктом 11 части 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлен запрет продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.

В целях реализации запрета на продажу несовершеннолетним алкогольной продукции лица, непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавцы), получили право требовать у розничного покупателя алкогольной продукции документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя, в случае возникновения у продавца сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия. При этом правильность возникших сомнений, видимо, предполагается и не требует какого-либо обоснования со стороны продавца.

Для лиц, нарушивших установленный запрет, законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Частью 2.1. статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от 30000 до 50000 руб., на должностных лиц – от 100000 до 200000 руб., на юридических - 300000 до 500000 руб.

Уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции установлена статьи 151.1 Уголовного кодекса РФ и наступает в случае, если ранее лицо было привлечено за это к административной ответственности. Максимальное наказание за данное преступление предусмотрено в виде исправительных работ на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Лицо считается подвергнутым административному наказанию, если со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания не прошел 1 год.

10. Какая предусмотрена ответственность за продажу несовершеннолетним табачной продукции?

В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Для лиц, нарушивших установленный запрет, законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Статьей 14.53 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение ограничений и нарушение «запретов» в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

Так несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 тысяч до 3000 тысяч рублей; на должностных лиц - от 5000 тысяч до 10000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30000 тысяч до 50000 тысяч рублей. Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса) -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 тысяч до 4000 тысяч рублей; на должностных лиц - от 7000 тысяч до 12000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 40000 тысяч до 60000 тысяч рублей.

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 тысяч до 5000 тысяч рублей; на должностных лиц - от 30000 до 50000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100000 тысяч до 150000 тысяч рублей.

11. Что такое коррупция и какие действия характеризуют данный термин?

Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершенные вышеуказанные деяния от имени или в интересах юридического лица.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» – до 10 лет лишения свободы; ст. 204 «Коммерческий подкуп» – до 3 лет лишения свободы; ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» – до 3 лет лишения свободы; ст. 286 «Превышение должностных полномочий» – до 3 лет лишения свободы; ст. 290 «Получение взятки» – до 15 лет лишения свободы; ст. 291 «Дача взятки» – до 15 лет лишения свободы; ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве» – до 12 лет лишения свободы; ст. 291.2 «Мелкое взяточничество» – до 4 лет лишения свободы; ст. 304 «Провокация взятки» – до 5 лет лишения свободы, а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанные выше.

12. Какие предусмотрены законодательством Российской Федерации меры по профилактике коррупции?

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

13. Какие предусмотрены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора?

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в организации в течение месяца стоимостью более 100 тыс. руб. с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы необходимо
в 10-дневный срок сообщить о заключении такого договора по последнему месту его службы. Порядок такого уведомления установлен постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.

Неисполнение работодателем установленной обязанности, является правонарушением.

За невыполнение данного требования закона статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тысяч рублей, на должностных лиц – от 20 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 до 500 тысяч рублей.

Сроки давности привлечения к административной ответственности составляют 6 лет со дня совершения правонарушения.

14. Обязаны ли государственные и муниципальные служащие уведомлять
об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений?

Одной из мер по профилактике коррупции является обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений.

Исключение составляют лишь случаи, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, т.е. случаи, когда представителю нанимателя (работодателя), органам прокуратуры или другим государственным органам уже известно о фактах обращения к государственному или муниципальному служащему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Невыполнение данной обязанности является правонарушением. При этом определено, что такое правонарушение может повлечь увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы: о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения; о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - находится под защитой государства.

Вышеуказанные положения закреплены в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

15. Где можно найти сведения о лицах, уволенных с государственной службы в связи с утратой доверия?

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дополнен новой статьей 15 «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия», которой установлено, что сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2018 № 228 утверждено Положение о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, размещаемом на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет».

Ознакомиться с реестром можно на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: gossluzhba.gov.ru.

Положение

о юридическом отделе Администрации

муниципального образования Смольнинское

1.Общие положения

  1. 1.Юридический отдел Администрации муниципального образования Смольнинское (далее - отдел) является структурным подразделением Администрации муниципального образования Смольнинское без прав юридического лица, осуществляющим правовое обеспечение деятельности Администрации.
  2. 2.В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, международными договорами Российской Федерации, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга. Уставом муниципального образования Смольнинское решениями Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское, постановлениями и распоряжениями главы Администрации муниципального образования Смольнинское, а также настоящим Положением.
  3. 3.Структура и штаты юридического отдела определяются штатным расписанием Администрации в установленном порядке.
  4. 4.Юридический отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Администрации муниципального образования Смольнинское (далее также - Администрация).

1.5.. Юридический отдел возглавляет руководитель отдела, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой Администрации.

Руководитель юридического отдела в своей деятельности подчиняется непосредственно главе Администрации.

1.6. Специалисты юридического отдела назначаются на должность и освобождаются от должности главой Администрации, непосредственно подчиняются руководителю отдела.

2. Задачи юридического отдела

2.1.Основными задачами юридического отдела являются:

-          обеспечение законности в деятельности Администрации муниципального образования Смольнинское, в том числе обеспечение соответствия проектов муниципальных правовых актов Администрации, договоров, соглашений, муниципальных контрактов, заключаемых Администрацией, действующему законодательству; выявление несоответствия действующих правовых актов Администрации федеральным, региональным и муниципальным нормативным правовым актам полностью или частично.

-              защита прав и законных интересов Администрации, предупреждение нарушений действующего законодательства в деятельности Администрации.

- информационно-справочное обеспечение деятельности Администрации муниципального образования Смольнинское и структурных подразделений Администрации по правовым вопросам.

3. Функции юридического отдела

3.1. Основными функциями юридического отдела Администрации являются:

- подготовка проектов постановлений, распоряжений;

- подготовка предложений для внесения их в Муниципальный Совет муниципального образования Смольнинское в порядке, установленном Уставом муниципального образования;

-        проведение правовой экспертизы проектов постановлений, распоряжений главы Администрации и проектов решений Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское, вносимых главой Администрации на рассмотрение Муниципального Совета, на предмет их соответствия действующему законодательству Уставу муниципального образования, решениям Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское и их согласование (визирование) и дача заключения в случае несоответствия действующему законодательству указанных проектов;

-       проведение в установленном порядке антикоррупционной экспертизы принятых Администрацией нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляемой в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения, и подготовка заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы;

-     проведение правовой экспертизы проектов договоров (муниципальных контрактов) и соглашений Администрации на предмет их соответствия действующему законодательству, их согласование (визирование) и дача заключения в случае несоответствия действующему законодательству указанных проектов;

-        подготовка совместно с другими органами и структурными подразделениями предложений об изменении или отмене (признании утратившими силу) постановлений, распоряжений и других муниципальных актов главы Администрации;

-     оказание методической помощи и консультирование должностных лиц структурных подразделений Администрации по подготавливаемым ими проектам правовых актов Администрации и иным правовым вопросам, возникающим при осуществлении их полномочий;

-         оказание юридического содействия органам и структурным подразделениям, подведомственным Администрации муниципальным предприятиям и учреждениям по вопросам, относящимся к компетенции Администрации муниципального образования;

-        рассмотрение письменных обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

-         организация работы Администрации по приведению Устава муниципального образования в соответствие с действующим законодательством;

-   анализ и обобщение претензионно - исковой работы, представлений и протестов органов прокуратуры с составлением по ним необходимых справок и других аналитических материалов;

-    изучение и анализ нормативных актов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга для использования их положительного опыта в правотворчестве Администрации.

-    представление в качестве представителя по доверенности интересов Администрации в судах общей и специальной юрисдикции, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов;

- участие в процедурах взаимодействия с органами государственной власти и управления органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями гражданами, в пределах, установленных главой Администрации.

  1. 4.Обеспечение деятельности юридического отдела
  2. 1. Юридический отдел для обеспечения своих функций имеет право:

-            вносить на рассмотрение главы Администрации предложения по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

-запрашивать и получать в установленном порядке необходимые для выполнения своих функции материалы от руководителей и иных должностных лиц органов и структурных подразделений Администрации, муниципальных предприятий и учреждений подведомственных Администрации МО Смольнинское;

-            в необходимых случаях для решения стоящих перед отделом задач привлекать работников других органов и структурных подразделений Администрации по согласованию с их руководителями;

-принимать участие в служебных совещаниях, конференциях и других мероприятиях, проводимых в Администрации.

  1. 2.Материально-техническое и информационное обеспечение деятельности отдела осуществляется Администрацией муниципального образования Смольнинское.
  2. 5.Организация деятельности юридического отдела
  3. 1.Руководитель юридического отдела:

-            планирует, организует, контролирует и выполняет работу, а также составляет отчеты о деятельности юридического отдела;

-            разрабатывает должностные инструкции специалистов юридического отдела, предоставляет их на утверждение главе Администрации;

-            распределяет обязанности между специалистами юридического отдела и контролирует их исполнение;

-            вносит предложения о поощрении специалистов юридического отдела и привлечении их к дисциплинарной ответственности;

-            несет персональную ответственность за выполнение возложенных на юридический отдел задач и функций, за соответствие законодательству Российской Федерации согласуемых документов и подготавливаемых юридическим отделом заключений и документов;

  1. 2.Обязанности временно отсутствующего руководителя юридического отдела возлагаются на главного специалиста юридического отдела распоряжением Администрации.
  2. Заключительные положения

6.1. Специалисты юридического отдела обязаны соблюдать действующее законодательство, требования должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и этических норм поведения муниципального служащего хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, повышать квалификацию.

6.2. Обеспечение прав и социальных гарантий, ответственность специалистов отдела за нарушение должностных обязанностей осуществляется на основании и в порядке предусмотренном законодательством о труде, о муниципальной службе и трудовым договором.

6.3. Дополнения и изменения в настоящее Положение вносятся в установленном порядке, разрабатываются руководителем отдела и утверждаются главой Администрации.

opeka

Обращения раждан

Госсуслуги ПОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График работы:

Понедельник - Четверг:
с 09-00 до 17-30
Пятница:
с 09-00 до 17-00
Технический перерыв:
с 13-00 до 14-00
телефон секретаря
274-54-06
Часы приема отдела опеки и попечительства
понедельник
с 10-00 до 13-00
четверг
с 14-00 до 17-30

График приема отделов Администрации

График приема депутатов

Меню

Госсуслуги обращения

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Информация

штендер 2


  proс

gbdd

reestr

ond

umvd

soczialnyj fond rossii 1

pr

pr

Полезные ссылки

usynovite

1404978832 korruption avgust a4

pravo banner 0

693

banner1

 

246x85 

Приложение 3 Логотип ОАТОС

tos

1551505370 yl0qmxvhnzq

background 1 04

 

 

  • 18.06.2013 nar plokat  spb2.pngantinark2.jpg Открытые данные                                                           
  •